Студия
декоративно-прикладного и изобразительного искусства |
||||
Концепция школы культурно-исторического типа
|
||||
Культурно-исторический тип школы строится как система школ разных ступеней, ориентированных на учащихся разного возраста, в каждой из которых создаются условия, необходимым образом моделирующие формы, присущие конкретному историческому типу сознания и деятельности. Последовательный переход из одной школы в другую определяет особенности образования детей:
|
||||
Результатом освоения в нашей школе выступают: на 1-ой ступени - система свойств и отношений, определяющая наглядно воспринимаемое содержание предметов, на 2-ой ступени - система культурно-заданных образцов и способов действия с объектами, на 3-ей ступени - система понятий, моделей и теорий и адекватные этой системе средства, на 4-ой ступени - система проектов. На каждой ступени школьного обучения учащиеся вместо изолированных знаний по конкретным предметам осваивают уже определенные системы знаний, вместо простейших навыков - более сложные их системы, специфичные для тех или иных видов деятельности. Таким образом, целью школы культурно-исторического типа является формирование у подрастающего поколения способностей к саморазвитию, к самопознанию, к самовоспитанию, к самосовершенствованию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей. Школа мифотворчестваНа 1-ой ступени обучения дети 5-6 лет организуют свою деятельность по определенному сценарию (в основе своей родственной ритуалу). Обучение строится на основе широкого использования мифологического и сказочного материала. Взрослый дирижирует развитием самого сюжета игры и управляет изменениями в системе функционально-ролевых взаимодействий детей. Образовательными целями обучения в школе 1-й ступени являются: |
||||
|
||||
Подбор предметов в учебном плане "школы мифотворчества" выполнен таким образом, чтобы учащиеся могли освоить различные области человеческого опыта, представленного в системе предметно-опосредованных сюжетно-ролевых игр. Основные формы деятельности:
Комплекс требований к детям в "школе мифотворчества" на период перехода в "школу-мастерскую":
Школа-мастерская
|
||||
|
В школе-лаборатории изучаемое детьми содержание предметов осваивается на основе построения моделей, понятий и теории этого содержания, что характерно для научного типа сознания. Здесь школьники постигают азы научных теорий, сталкиваются с экспериментом и научным текстом. Таким образом, результатом освоения на 3-ей ступени является система понятий, моделей и теорий и адекватные этой системе средства. Формой фиксации самими детьми результатов своей работы в школе-лаборатории может быть система написанных учениками собственных "научных" текстов, фиксирующих результаты их работы по разным учебным предметам. Система развивающего обучения на этом этапе находит свое дальнейшее развитие. Основными ее целями являются: |
В проектной школе предметное содержание осваивается учениками путем построения проекта или образца деятельности, связанного с проектным типом сознания. Проект и далее программа являются современным средством организации деятельности коллектива людей и координации выполняемых ими действий. При этом важным объектом работы становится возникающая общность, моделирование ее целей, задач и средств функционирования. Результатом освоения на 4-ой ступени является система проектов, формой фиксации результатов своей работы может быть система проектов, разработанных и реализованных самими школьниками. Развивающее обучение на заключительном этапе школьного обучения направлено на достижение следующих основных целей: |
В 10-11 классах используются различные формы обучения, обеспечивающие самостоятельную учебную деятельность учащихся с элементами научного исследования (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы, коллоквиумы и т.д.)
Школа проектов и программ в настоящее время находится в стадии разработки. Предстоит серьезная переработка содержания учебных предметов в той логике, которая задана описанным в концепции культурно-историческим подходом к проектированию образовательных сред и благодаря которой обеспечивается переход от одной ступени обучения к другой. Нужно определить набор самих учебных предметов, который должен существенно отличаться от уже имеющихся в средней школе. Следует решить вопрос о методах учебной работы и особенностях организации детско-взрослых общностей, которые станут специфическими на каждом возрастном этапе. |
|||||
|