Концепция школы культурно-исторического типа
  Школа мифотворчества
  Школа - мастерская
  Школа - лаборатория
  Школа проектов и программ
  Сетевые образовательные программы
  Дополнительное образование: Театр Юного Зрителя Картинная галерея
  Студия декоративно-прикладного и изобразительного искусства

Концепция школы культурно-исторического типа

В качестве исходной взята концепция школы культурно-исторического типа (авторы Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А.), в основе которой лежат психологические теории Л.С. Выготского о развитии личности, А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, концепция Л.А. Венгера о развитии способностей детей, теория учебной деятельности и метода, основанного на содержательном обобщении В.В. Давыдова.

 

Культурно-исторический тип школы строится как система школ разных ступеней, ориентированных на учащихся разного возраста, в каждой из которых создаются условия, необходимым образом моделирующие формы, присущие конкретному историческому типу сознания и деятельности. Последовательный переход из одной школы в другую определяет особенности образования детей:

 
 

Результатом освоения в нашей школе выступают: на 1-ой ступени - система свойств и отношений, определяющая наглядно воспринимаемое содержание предметов, на 2-ой ступени - система культурно-заданных образцов и способов действия с объектами, на 3-ей ступени - система понятий, моделей и теорий и адекватные этой системе средства, на 4-ой ступени - система проектов.

На каждой ступени школьного обучения учащиеся вместо изолированных знаний по конкретным предметам осваивают уже определенные системы знаний, вместо простейших навыков - более сложные их системы, специфичные для тех или иных видов деятельности.

Таким образом, целью школы культурно-исторического типа является формирование у подрастающего поколения способностей к саморазвитию, к самопознанию, к самовоспитанию, к самосовершенствованию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.

Вверх

 Школа мифотворчества

На 1-ой ступени обучения дети 5-6 лет организуют свою деятельность по определенному сценарию (в основе своей родственной ритуалу). Обучение строится на основе широкого использования мифологического и сказочного материала. Взрослый дирижирует развитием самого сюжета игры и управляет изменениями в системе функционально-ролевых взаимодействий детей.

Образовательными целями обучения в школе 1-й ступени являются:

 
 
  • реконструкция предметного содержания на основе выделения и конструирования отношений вещей и их свойств;
  • фиксация выделенного содержания в виде как особых детских различных текстов-сочинений (метамифов), так и предметных собраний - специфических музеев, коллекций предметов и т.п., собранных самими детьми в соответствии с выделенными ими свойствами и отношениями;
  • освоение "ритуального" по форме способа действия с предметным содержанием, задаваемым соответствующим мифологическим сюжетом описания этого содержания;
  • подготовка к переходу в следующий тип школы, связанный с цеховым сознанием и формированием способов действия по культурно заданному образцу.

 

 
 

Подбор предметов в учебном плане "школы мифотворчества" выполнен таким образом, чтобы учащиеся могли освоить различные области человеческого опыта, представленного в системе предметно-опосредованных сюжетно-ролевых игр.

Основные формы деятельности:

  • Развивающие занятия, игры, экскурсии, занятия-путешествия. Через игры ролевые, сюжетно-ролевые, дидактические, музыкальные, игры-драматизации, игры-забавы и т.д. - развитие интереса к жизни и деятельности людей, умение видеть, понимать и создавать окружающий мир, воспитание бережного отношения и уважения к любому труду.
  • Раннее обучение родному языку, бурятскому, иностранному (с 3-х лет), обучение игре в шашки и шахматы (с 5 лет).
  • Музыкально-театральные занятия, занятия ритмикой-пластикой, обучение изобразительному и прикладным видам искусства.
  • Физкультурно-оздоровительная работа на свежем воздухе (подвижные игры, прогулки, закаливающие мероприятия) с элементами корригирующей гимнастики.
  • Работа в огороде, саду, мастерской, библиотеке, музее, первоначальное овладение основными видами бытового труда и раннее приобщение к технику (конструирование).

Комплекс требований к детям в "школе мифотворчества" на период перехода в "школу-мастерскую":

  • у них должны быть развиты на должном уровне воображение и символическая функция, соответствующая их возрастному развитию;
  • дети должны уметь действовать по определенным правилам игры и строить свои индивидуальные действия в соответствии со своей ролью и игре;
  • дети должны уметь действовать совместно в соответствии со сценарием игры, ее правилами и ролью каждого партнера;
  • дети должны уметь импровизировать, т.е. строить свой способ действия (поведения) в соответствии с заданным образцом;
  • дети должны уметь встать на определенную позицию при обсуждении некоторой проблемы;
  • дети должны уметь отделять свойства вещей от самих вещей.
Вверх

  Школа-мастерская

 
 

Задача школы-мастерской состоит в организации такого типа обучения детей 7-9 лет, при котором они осваивают культурно заданные образцы действия и навыки, готовящие их к работе с предметным содержанием, недоступным их непосредственному восприятию. Эти образцы становятся предметом специальной работы учеников под руководством учителя. На этой же ступени возникают новые позиции - позиция Учителя, т.е. взрослого, владеющего культурно заданным образцом действия, и позиция Ученика, т.е. ребенка, который должен присвоить этот образец.

Основой становится ориентация на формирование у детей 7-9 лет обобщенных способов действия и соответствующих понятий. Это отвечает целям системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, что, с одной стороны, существенно облегчает задачу проектирования целостной образовательной среды на этой ступени обучения, а с другой - предъявляет к этой системе принципиально новые требования.

 
 

Освоение образцов обобщенных способов действия с предметным содержанием предполагает способность ребенка выполнять реконструкцию этого содержания и фиксировать результаты такой реконструкции в системе соответствующих научных понятий. Заканчивая школу-мастерскую, ребенок не только владеет некоторым набором разрозненных способов действия, но может сам реконструировать различные предметные содержания, осуществлять взаимопереходы от "предмета" к "способу действия" и от "способа действия" к модели "предмета".

В школе-мастерской происходит также освоение системы определенных навыков, требующих автоматического уровня исполнения. Здесь форма обучения связана с упражнением по заданному образцу и не нуждается в столь значительном опосредовании коллективными формами учебной работы.

Таким образом, в школе-мастерской на первый план выдвигается развивающая функция обучения, обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие индивидуальных особенностей.

В учебный план кроме предметов математики, русского языка, изобразительного искусства по системе Эльконина-Давыдова, а также бурятского и английского языков, предметов эстетического цикла "театр", "хореография" включены новые предметы:

  • "Философия для детей" (авторы А.А. Марголис, С.Д. Ковалев, М.В. Телегин, Е.А. Кондратьев). Она должна изучаться учащимися не просто как еще один традиционно построенный (информационный) учебный предмет, а на основе специально спроектированной педагогической технологии.
  • "Естествознание" (авторы Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева). В отличие от традиционных курсов природоведения предметом данного курса выбран сам экспериментальный метод естественных наук (в широком смысле этого слова).
  • "Литература как предмет эстетического цикла" (авторы Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская). Основная задача данного курса литературы - воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать автора художественного текста, и порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.

Первичный анализ учебно-воспитательного процесса и результатов обследования детей в школе мифотворчества и школе-мастерской (диагностика ведется по нескольким позициям: познавательная сфера, игровая, учебная и читательская деятельность, усвоение способов предметных действий и ЗУНов: математика, русский язык, литература), показал, что:

  • дети лучше усваивают учебный материал, если они "проживают" его на уроке, сами вырабатывают способ действий, а не получают готовый "рецепт", готовые знания;
  • в экспериментальных классах дети более раскованы, не боятся высказывать и доказывать свои суждения;
  • формирование игровой и учебной деятельности как ведущей (соответственно для учащихся школы 1 и 2 ступени) осуществляется учителями-экспериментаторами более целенаправленно, чем раньше;
  • уровень сформированности основ теоретического мышления у младших школьников в экспериментальных классах выше, чем в контрольных классах, более того, уровень усвоения предметных действий и ЗУНов соответствует уровню теоретического мышления.
Вверх

  Школа-лаборатория

 
   

В школе-лаборатории изучаемое детьми содержание предметов осваивается на основе построения моделей, понятий и теории этого содержания, что характерно для научного типа сознания. Здесь школьники постигают азы научных теорий, сталкиваются с экспериментом и научным текстом.

Таким образом, результатом освоения на 3-ей ступени является система понятий, моделей и теорий и адекватные этой системе средства.

Формой фиксации самими детьми результатов своей работы в школе-лаборатории может быть система написанных учениками собственных "научных" текстов, фиксирующих результаты их работы по разным учебным предметам.

Система развивающего обучения на этом этапе находит свое дальнейшее развитие. Основными ее целями являются:

 
 
  • формирование у учащихся устойчивой потребности в самообразовании и обеспечивающих ее удовлетворение обобщенных умений;
  • развитие элементов творчества в различных видах деятельности с учетом интересов и склонностей каждого ученика;
  • освоение учениками важнейших нравственных норм и ценностей.

Основой учебного процесса в 6-9 классах являются различные формы самостоятельной учебной деятельности учащихся: семинарские занятия, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой на уроке и вне его, написание рефератов, творческих сочинений и т.п.).

Вверх

  Школа-проектов и программ

 
   

В проектной школе предметное содержание осваивается учениками путем построения проекта или образца деятельности, связанного с проектным типом сознания. Проект и далее программа являются современным средством организации деятельности коллектива людей и координации выполняемых ими действий. При этом важным объектом работы становится возникающая общность, моделирование ее целей, задач и средств функционирования.

Результатом освоения на 4-ой ступени является система проектов, формой фиксации результатов своей работы может быть система проектов, разработанных и реализованных самими школьниками.

Развивающее обучение на заключительном этапе школьного обучения направлено на достижение следующих основных целей:

 
 
  • формирование у учащихся потребности в освоении общечеловеческого и национального культурного наследия;
  • развитие творческих способностей каждого ученика;
  • создание оптимальных условий для личностного, гражданского и профессионального самоопределения учащихся;
  • подготовка учеников к продолжению образования в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях.

В 10-11 классах используются различные формы обучения, обеспечивающие самостоятельную учебную деятельность учащихся с элементами научного исследования (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы, коллоквиумы и т.д.)

Проект
- замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа (cловарь иностранных слов).
Виды проектов в школе:
  • Многопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
  • Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
  • Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
Последовательность работы над проектом:
Подготовка. Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы.
Планирование.
  • Определение источников информации.
  • Определение способов необходимой информации
  • Определение способа представления результатов (формы проекта).
  • Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
  • Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.
Исследование.
  • Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).
  • Выявление ("мозговой штурм") и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
  • Выбор оптимального варианта хода проекта.
  • Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта
Выводы. Анализ информации. Формулирование выводов.
Представление (защита) проекта и оценка его результатов
  • Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материала, письменный отчет).
  • Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Школа проектов и программ в настоящее время находится в стадии разработки. Предстоит серьезная переработка содержания учебных предметов в той логике, которая задана описанным в концепции культурно-историческим подходом к проектированию образовательных сред и благодаря которой обеспечивается переход от одной ступени обучения к другой. Нужно определить набор самих учебных предметов, который должен существенно отличаться от уже имеющихся в средней школе. Следует решить вопрос о методах учебной работы и особенностях организации детско-взрослых общностей, которые станут специфическими на каждом возрастном этапе.


 
 
Вверх
Hosted by uCoz